Новость

«О ремонте асинхронных электродвигателей»


Ремонт асинхронных электродвигателей производится как на централизованных специализированных электроремонтных предприятиях, так и на электроремонтных предприятиях всех отраслей народного хозяйства.


Непременным условием для обеспечения высокого качества ремонта машин является проведение при ремонте обязательного объема испытаний и измерений.


В настоящее время около 70% эксплуатируемого парка электродвигателей составляют машины, которые были капитально отремонтированы по крайней мере один раз. Естественно, что к капитальному ремонту асинхронных электродвигателей предъявляются серьезные технические требования, направленные к тому, чтобы по надежности в эксплуатации и техническим характеристикам отремонтированные машины не уступали новым машинам, выпускаемым промышленностью.


Основные указания и требования по капитальному ремонту асинхронных электродвигателей общепромышленного применения изложены в ведомственных технических условиях Министерства электротехнической промышленности: ТУ 16-519.002-71 — для ремонта электрических машин в стационарных условиях и ТУ 16-519.005-71 — для ремонта их на месте установки.

 

Для обеспечения необходимого качества все ремонтируемые двигатели проходят ряд испытаний, которые могут быть разделены на три группы:

 

  • предремонтные испытания — перед началом ремонта;
  • испытания при операционном контроле (операционные испытания) — в процессе ремонта;
  • приемо-сдаточные испытания — после окончания ремонта.


Предремонтные испытания имеют целью определить, какие именно узлы машины являются дефектными и подлежат ремонту или замене, а в отдельных случаях выявить исправные электродвигатели, которые вообще не подлежат ремонту и поступили в ремонт по ошибке.


Операционные испытания служат для того, чтобы еще в процессе ремонта на различных его стадиях можно было выявить допущенные при ремонте неисправности, примененные дефектные материалы, узлы, детали или запасные части и своевременно выполнить необходимые исправления, так как дефекты, обнаруженные при приемо-сдаточных испытаниях, требуют для исправления много времени и затраты больших средств.


Предремонтные испытания и замеры включают измерения геометрических размеров узлов и деталей, механических износов и отклонений (эксцентриситет, биение, конусность и т. д.), а также в необходимых случаях электрические испытания (измерение сопротивления изоляции, проверку электрической прочности изоляции, измерение сопротивления обмоток и их частей при постоянном токе) и проверку состояния сердечника статора (определение потерь в стали).

 

В объем операционных испытаний при 

ремонте входит обычно испытание электрической прочности изоляции запасных и вновь изготовленных обмоток (катушек, стержней) как до укладки (проверяется как витковая, так и общая изоляция), так и после укладки в пазы (до соединения и пайки) и, наконец, после пайки и изолировки соединений; испытывается также электрическая прочность изоляции кронштейнов, бандажных колец, лобовых частей обмотки, стяжных и крепежных болтов (у крупных машин), контактных колец (у электродвигателей с фазным ротором). После пайки схемы производится обычно проверка правильности схемы. После пропитки и сушки проверяют также значения сопротивлений изоляции всей обмотки относительно корпуса и между фазами обмотки.

 

Приемо-сдаточным испытаниям подвергаются все электрические машины, отремонтированные без изменения мощности или частоты вращения, т. е. машины, у которых при ремонте сохранены электрические и магнитные нагрузки; машины, отремонтированные с изменением мощности или частоты вращения, подвергаются типовым испытаниям. Очевидно, типовым испытаниям должны также подвергаться машины, поступившие в ремонт без заводских щитков и выпущенные из ремонта с номинальными данными, определенными расчетом, выполненным ремонтной организацией.


В объем приемо-сдаточных испытаний асинхронных двигателей после ремонта входит:

 

  • измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса электродвигателя и между обмотками (фазами);


  • измерение сопротивлений обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;


  • обкатка электродвигателей на холостом ходу; определение тока и потерь холостого хода; определение тока и потерь короткого замыкания; испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность;


  • испытание изоляции обмоток относительно корпуса электродвигателя и между обмотками (фазами) на электрическую прочность;


  • определение коэффициента трансформации (для электродвигателей с фазным ротором).

 

Если ремонт крупных электродвигателей (мощностью 100 кВт и выше) производится на месте установки, то при приемо-сдаточных испытаниях кроме обкатки на холостом ходу должно производиться опробование под нагрузкой в течение 24 ч.


В объем типовых испытаний асинхронного двигателя после ремонта входят кроме всех указанных выше контрольных испытаний также испытания на нагревание, на кратковременную перегрузку по току и испытание при повышенной скорости вращения (только при замене обмотки ротора или бандажей).


Кроме того, при типовых испытаниях по методике, указанной в ГОСТ 7217-66, определяют значения к.п.д., коэффициента мощности, скольжения, максимального вращающего момента, а для двигателей с короткозамкнутым ротором определяют также минимальный вращающий момент в процессе пуска, начальный пусковой вращающий момент и начальный пусковой ток.

 

«Трёхфазный асинхронный двигатель»


Асинхронные двигатели являются основными преобразователями электрической энергии в механическую и составляют основу электропривода большинства механизмов, используемых во всех отраслях народного хозяйства.


Асинхронные двигатели общего назначения мощностью от 0,06 до 400 кВт напряжением до 1000 В - наиболее широко применяемые электрические машины. В народнохозяйственном парке электродвигателей они составляют по количеству 90%, по мощности - примерно 55%. Потребность, а, следовательно, и производство
асинхронных двигателей на напряжение до 1000 В в РБ растёт из года в год.


Асинхронные двигатели потребляют более 40% вырабатываемой в РБ электроэнергии, на их изготовление расходуется большое количество дефицитных материалов: обмоточной меди, электротехнической стали и др., а затраты на обслуживание всего установленного оборудования уменьшаются. Поэтому создание серий высокоэкономичных и надёжных АД являются важнейшими задачами, а правильный выбор двигателей их эксплуатацией и высококачественный ремонт играют роль в экономии материальных и трудовых ресурсов.


Сроки жизни электрооборудования довольно длительные (до 20 лет). За этот срок в процессе эксплуатации одни из элементов электрооборудования (изоляция) стареют, другие (подшипники) изнашиваются.


Процессы старения и износа выводят электродвигат
ель из строя. Эти процессы зависят от многих факторов: условий и режима работы, технического обслуживания и т.д. Одна из причин выхода электрооборудования из строя - аварийные режимы: перегрузка рабочей части машины, попадание в рабочую машину посторонних предметов, неполнофазные режимы работы и т.п.

 

Электрооборудование, вышедшее из строя, восстанавливают. Особенность ремонта в том, что до ремонта двигатель рассчитывают. Это необходимо для проверки соответствия имеющихся обмоточных данных электродвигателя каталожными.


Полученные данные сравниваются с каталожными. Только в случае полного совпадения всех необходимых величин или при малых расхождениях между ними можно приступать к ремонту электродвигателя.