Новость

«Ремонт электродвигателей»


Ремонт электродвигателей осуществляют электромонтеры по ремонту электрооборудования, электромонтеры-обмотчики и изолировщики по ремонту электрических машин и трансформаторов, мойщики и маляры в условиях электроремонтных цехов, участков предприятий и специализированных ремонтных мастерских отраслей народного хозяйства. При ремонте электрооборудования производят следующие виды работ: разборочно-дефектировочные, заготовительно-намоточные и обмоточные, сушильно-пропиточные, сборочные, испытательные и покрасочные.

 

Разборочно-дефектировочные работы


Производят наружный осмотр, продувку, очистку электродвигателей и сварочных генераторов перед разборкой, мойку в специальной установке, промывку деталей после разборки и дефектацию их.
При полной разборке применяют набор слесарного инструмента и приспособления для выпрессовки и снятия ротора (статора), подшипников, шкивов и полумуфт.
С якоря или ротора снимают металлический бандаж, у электродвигателей постоянного тока распаивают петушки якоря и снимают катушки полюсов с корпуса. 
Выжигание изоляции неисправной обмотки производят в электрической печи, после чего статор или ротор перемещают к верстаку, где удаляют обмотку, выправляют и очищают пазы.

После разборки электродвигателя (генератора) детали транспортируют к моечной установке или ванне для промывки. Промытые детали протирают и транспортируют на участки для производства необходимых ремонтных работ.


Заготовительно-намоточные работы


Секции катушек обмоток, изготавливаемых по проволочному шаблону на намоточном станке, обмотчики укладывают в пазы статора (ротора,
якоря), уплотняют и крепят клиньями с помощью специального инструмента. Предварительно в пазы устанавливают изоляционные гильзы. Заготовку гильз производят по шаблону при помощи пресс-ножниц. При изготовлении клиньев применяют приспособление для их вырезки.
При сборке якоря электродвигателя постоянного тока петушки коллектора лудят. Концы обмотки якоря также лудят,
соединяют по схеме и припаивают к петушкам. Для пайки обмотки якоря к коллектору применяют ванну с припоем. Лобовые части обмотки покрывают изоляционным лаком. После укладки обмотки в пазы якоря или ротора выполняют бандажировку на станке  бандажировочной проволокой или стеклобандажной лентой, затем производят балансировку.
После проведения обмоточных работ статоры, роторы, якоря и катушки полюсов транспортируют на сушильно-пропиточный участок.

    
Сушильно-пропиточные работы


Роторы, статоры, якоря и катушки полюсов электродвигателей (генераторов), поступающие из заготовительно-намоточного
участка, устанавливают на тележку, при помощи которой проводят их загрузку в сушильную печь. После просушки производят пропитку обмотки путем погружения в ванну с пропиточным лаком. С пропитанных статоров, роторов, якорей и катушек полюсов удаляют излишки лака. Активную часть, вал, замковые поверхности и выводные провода протирают хлопчатобумажными салфетками, смоченными в ксилоле. Выводные провода смазывают вазелиновым маслом. Пропитанные узлы просушивают в сушильной печи, после чего транспортируют на сборочный участок.

Сборочные работы


При сборке электродвигателей (генераторов) применяют то же оборудование и инструмент, что и при разборке.
Верстаки для сборки оборудованы поворотным диском (800 мм). Перед сборкой коллекторы якорей электродвигателей постоянного тока обтачивают и продороживают на станке, дорожки между коллекторными пластинами зачищают. После сборки электродв
игатели (генераторы) направляют на испытательную станцию. После испытания транспортируют на покраску (расстояние 10 м), которую производят в специальной камере.
Перед покраской поверхность электродвигателя (генератора) подлежащую окраске, обезжиривают ксилолом. Смазывают свободный конец вала, заводской щиток и болт заземления смазкой ПВК. Свободный конец вала обертывают, парафинированной бумагой и обвязывают шпагатом. Электродвигатель устанавливают на вращающийся стол в камеру, камеру закрывают и через круглое окно, защищенное брезентом, производят покраску краскораспылителем. Через другое окно (смотровое) контролируют качество покраски.

 

«Проверка состояния электродвигателя»

Для проверки состояния электродвигателя, устранение неисправностей и повышения надежности периодически производят капитальные и текущие ремонты электродвигателей. В объем капитального ремонта электродвигателя входят полная разборка с выемкой ротора, чистка, осмотр и проверка статора и ротора, устранение выявленных дефектов (например, перебандажировка схемной части обмотки статора, переклиновка ослабевших клиньев, покраска лобовых частей обмотки и расточки статора), промывка и проверка подшипников скольжения, замена подшипников качения, проведение профилактических испытаний. В объем текущего ремонта электродвигателя входят замена масла и измерение зазоров в подшипниках скольжения, замена или добавление смазки и осмотр сепараторов в подшипниках качения, чистка и обдувка статора и ротора при снятой обратной крышке, осмотр обмоток в доступных местах.


Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей устанавливается по местным условиям. Она должна быть не едва обоснована для каждой группы электродвигателей по температуре и загрязненности окружающего воздуха, но и учитывать требования заводов-изготовителей, выявившуюся недостаточную надежность отдельных узлов. Капитальный ремонт электродвигателей, работающих нормально, без замечаний, по-видимому, целесообразно проводить во время капитальных ремонтов основных агрегатов (котлов, турбин), на которых электродвигатели установлены, т. е. 1 раз в 3-5 лет, но не реже. При этом будут обеспечены одинаковые уровни надежности электродвигателей и основного агрегата. Текущий ремонт электродвигателей обычно проводят 1-2 раза в год.