О ремонте асинхронных электродвигателей

Ремонт асинхронных электродвигателей производится как на централизованных специализированных электроремонтных предприятиях, так и на электроремонтных предприятиях всех отраслей народного хозяйства.Непременным условием для обеспечения высокого качества ремонта машин является проведение при ремонте обязательного объема испытаний и измерений.

 

В настоящее время около 70% эксплуатируемого парка электродвигателей составляют машины, которые были капитально отремонтированы по крайней мере один раз. Естественно, что к капитальному ремонту асинхронных электродвигателей предъявляются серьезные технические требования, направленные к тому, чтобы по надежности в эксплуатации и техническим характеристикам отремонтированные машины не уступали новым машинам, выпускаемым промышленностью.

 

Основные указания и требования по капитальному ремонту асинхронных электродвигателей общепромышленного применения изложены в ведомственных технических условиях Министерства электротехнической промышленности: ТУ 16-519.002-71 — для ремонта электрических машин в стационарных условиях и ТУ 16-519.005-71 — для ремонта их на месте установки.

 

Для обеспечения необходимого качества все ремонтируемые двигатели проходят ряд испытаний, которые могут быть разделены на три группы:
предремонтные испытания — перед началом ремонта; испытания при операционном контроле (операционные испытания) — в процессе ремонта;
приемо-сдаточные испытания — после окончания ремонта.
Предремонтные испытания имеют целью определить, какие именно узлы машины являются дефектными и подлежат ремонту или замене, а в отдельных случаях выявить исправные электродвигатели, которые вообще не подлежат ремонту и поступили в ремонт по ошибке.

 

Операционные испытания служат для того, чтобы еще в процессе ремонта на различных его стадиях можно было выявить допущенные при ремонте неисправности, примененные дефектные материалы, узлы, детали или запасные части и своевременно выполнить необходимые исправления, так как дефекты, обнаруженные при приемо-сдаточных испытаниях, требуют для исправления много времени и затраты больших средств.
Предремонтные испытания и замеры включают измерения геометрических размеров узлов и деталей, механических износов и отклонений (эксцентриситет, биение, конусность и т. д.), а также в необходимых случаях электрические испытания (измерение сопротивления изоляции, проверку электрической прочности изоляции, измерение сопротивления обмоток и их частей при постоянном токе) и проверку состояния сердечника статора (определение потерь в стали).


В объем операционных испытаний при ремонте входит обычно испытание электрической прочности изоляции запасных и вновь изготовленных обмоток (катушек, стержней) как до укладки (проверяется как витковая, так и общая изоляция), так и после укладки в пазы (до соединения и пайки) и, наконец, после пайки и изолировки соединений; испытывается также электрическая прочность изоляции кронштейнов, бандажных колец, лобовых частей обмотки, стяжных и крепежных болтов (у крупных машин), контактных колец (у электродвигателей с фазным ротором). После пайки схемы производится обычно проверка правильности схемы. После пропитки и сушки проверяют также значения сопротивлений изоляции всей обмотки относительно корпуса и между фазами обмотки.
Приемо-сдаточным испытаниям подвергаются все электрические машины, отремонтированные без изменения мощности или частоты вращения, т. е. машины, у которых при ремонте сохранены электрические и магнитные нагрузки; машины, отремонтированные с изменением мощности или частоты вращения, подвергаются типовым испытаниям. Очевидно, типовым испытаниям должны также подвергаться машины, поступившие в ремонт без заводских щитков и выпущенные из ремонта с номинальными данными, определенными расчетом, выполненным ремонтной организацией.

 

В объем приемо-сдаточных испытаний асинхронных двигателей после ремонта входит:

  • измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса электродвигателя и между обмотками (фазами);
  • измерение сопротивлений обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;
  • обкатка электродвигателей на холостом ходу; определение тока и потерь холостого хода; определение тока и потерь короткого замыкания; испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность;
  • испытание изоляции обмоток относительно корпуса электродвигателя и между обмотками (фазами) на электрическую прочность;
  • определение коэффициента трансформации (для электродвигателей с фазным ротором).

Если ремонт крупных электродвигателей (мощностью 100 кВт и выше) производится на месте установки, то при приемо-сдаточных испытаниях кроме обкатки на холостом ходу должно производиться опробование под нагрузкой в течение 24 ч.

 

В объем типовых испытаний асинхронного двигателя после ремонта входят кроме всех указанных выше контрольных испытаний также испытания на нагревание, на кратковременную перегрузку по току и испытание при повышенной скорости вращения (только при замене обмотки ротора или бандажей).
Кроме того, при типовых испытаниях по методике, указанной в ГОСТ 7217-66, определяют значения к.п.д., коэффициента мощности, скольжения, максимального вращающего момента, а для двигателей с короткозамкнутым ротором определяют также минимальный вращающий момент в процессе пуска, начальный пусковой вращающий момент и начальный пусковой ток.